XL 1200 + px
LG 992 + px
MD 768 + px
SM 576 + px
XS - 576 px

В Пермской Арт-резиденции открывается выставка «Театральный роман» 26.04.2023

В Пермской Арт-резиденции открывается выставка «Театральный роман»

27 апреля в 18.00 в Пермской Арт-резиденции состоится открытие выставки трех известных театральных художников: Александра Казначеева, Владимира Смелкова и Юрия Лапшина. В проекте «Театральный роман» каждый мастер расскажет свою историю о театре – искусстве, навсегда определившем их творческий путь.

«Время неумолимо. Эта выставка – не итоги нашей творческой жизни. Это еще одна попытка рассказать о театре, который соединил нас в этой жизни более, чем на 40 лет. Покинув театр, мы остались ему верны и каждый из нас создал свой неповторимый живописный, графический Театр Времени. Мы разные. Наш роман с Театром продолжается…» — рассказывает Юрий Лапшин, художник, один из участников выставки и художественный руководитель проекта Пермская Арт-резиденция. Юрий Николаевич много лет посвятил работе в театре – был сценографом более 100 постановок.

Ирина Андренко, искусствовед:

«Приехав в Пермь в 1976 году уже известным состоявшимся театральным художником, поработавший в разных уголках большой страны, Юрий Лапшин за короткое время стал яркой звездой на пермском художественном и театральном небосклоне. Зрители со стажем помнят, насколько свежим и неожиданным был подход художника к сценическому пространству.

Придя в театр  волею судьбы и случая, полюбив магический мир сцены в юные годы, мастер остался верен ему навсегда. Стихия театра – его стихия. И в 1990-е, когда Лапшин ушел из театра, театр уже не мог уйти из него. «Я долгое время занимался театром, и, наверное, театр и стал основой, сформировавшей во мне разнонаправленность. Я получал импульсы со всех сторон – из драматургии, музыки, литературы…», – говорит о себе мастер.

Важным для художника с этого времени становится развитие темы «театра жизни» в станковом искусстве. В его работах разных периодов ярко выражена живописная основа. Свой дар живописца художник реализует в большом количестве станковых произведений. Театр – способ мышления Лапшина, и поэтому в его картинах родные, знакомые и друзья, а часто и он сам, становятся действующими лицами комедии, трагедии или драмы. В своих работах – от маленьких карандашных рисунков до масштабных живописных серий – Лапшин выстраивает мир, живущий по собственным законам. Этот мир огромен и всегда открыт зрителю. Мастер неутомим…».

Еще один признанный мастер, участвующий в проекте – Александр Казначеев, много лет посвятивший работе в театре. За свою творческую карьеру он был главным художником в Пермском ТЮЗе и в Пермском театре кукол, выступил в качестве художника-постановщика более 150 спектаклей в разных театрах Перми и России. Когда он стал свободным художником, театр из его творчества не ушёл, но переместился, сменил функцию, создал новую оптику: из формального повода для работы театр превратился в тему его работ, их содержание, ключ к их смыслам и загадкам.

Как верно подметил Юрий Лапшин, «Казначеев — артист в двух смыслах, в русском и английском. В русском языке «артист» значит «актёр», а в английском artist — «художник». Действительно, артистическое начало в картинах Казначеева плотно срослось с живописным.

Ольга Старцева, искусствовед:

«Он работал с очень серьёзным литературно-драматургическим и музыкальным материалом, с классикой театра. Шекспир, Вольтер, Ибсен, Платонов, Марк Твен, Верди, Чайковский, не говоря уже о современных авторах. Уйдя в «свободные художники», он продолжил работу с театром не только напрямую, но и сделав театрализацию составляющей художественного метода своих станковых произведений. Это многое объясняет в его творчестве.

Театр присутствует почти во всех работах художника и осмыслен как онтологическое свойство жизни. Это своего рода фильтр для возможного и невозможного, для понятий движения, времени, формы, порядка, истины. Театр выступает как одна из картин действительности, одна из форм существования. Художник доверяет театру больше, чем другим трансляторам. Цветом замечательно передано многоголосье персонажей, которых художник уводит за собой и предлагает им новую биографию….

…..Частенько в живописи разных художников бывает, что название картины ничего не добавляет к изображению — так, формальность, какая-нибудь «Композиция №…» или «Рейной пейзаж», что и так видно… У Казначеева — наоборот: название является важной частью целого и многое объясняет. «Мой дедушка Александр Ефимович, лишённый портретного сходства» — комичный, лубочный деревенский дед, почти клоун, падает с кривой деревянной стремянки; «Реквием. Посвящается Моцарту» — крест, составленный из тёмных лиц…».

Открытием для пермского зрителя станет участие в этой выставке екатеринбургского художника Владимира Смелкова, яркого, самобытного, мастера с большой буквы.

Владимир Смелков – художник театра, живописец и график.  В его карьере – работа главным художником в Лысьвенском драмтеатре, художником-постановщиком в Свердловском ТЮЗе и главным художником в Челябинском ТЮЗе. Кроме этого, за 30 лет в городах Урала Смелков был сценографом более двухсот спектаклей. С середины 80-х годов он занимается станковой живописью. Работы автора находятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Пермской государственной. художественной галерее, Челябинском музее изобразительных искусств, Музее театрального искусства (Москва), Музее Островского (Москва), а также частных галереях и коллекциях России, Израиля, Германии, Франции, США, Венгрии, Турции.

Виктор Малинов, искусствовед:

«В работах Владимира Михайлович Смелкова нет вымученной нарочитости философских тем, как и спасительных библейских сюжетов. Он не преподносит нам в солидной раме свою значимость и не навязывает свои мыслительные претензии. Смелков — художник открытый, незащищенный, живой, изменчивый. Он не умеет скрывать себя и прихорашиваться. Не боится быть разным, даже неровным, зато умеет увлечь зрителя. То доброй ясной простотой, то лёгкой игрой сюрреалиста-балагура. то воодушевленным’ эмоциональным порывом. И во всём — сочетание добротности с серьёзным отношением к своему искусству.

Каждый холст или рисунок — премьера частного театра автора, в котором он и режиссёр, и художник-постановщик, и главный герой. А вспомогательные персонажи — самые простые обыденные предметы, те, которые с автором здесь и сейчас в момент рисования. Для него обязательно лишь то, до чего он дотрагивается сам — рукой, губами, слухом, нервом, взглядом, и после чего рождаются его личные мысли, восторги, печали, фантазии, душевные звуки».

Занавес поднимается. Иди и смотри!…

Открытие выставки состоится 27 апреля в 18:00 в Пермской Арт-резиденции (ул. Монастырская, 95а). Вход на вернисаж – свободный, в остальные дни – по билетам Арт-резиденции. Выставка продолжит работу до 28 мая 2023 года.

Выставка организована МБУК «Пермская дирекция» при поддержке Департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми.